Интернациональная Коммунистическая Партия

Вопрос самоопределения на Балканах

Самоопределение для косоваров было обязательным требованием всех тех, кто хотел отказать в своей поддержке бомбардировкам НАТО и при этом не противопоставить себя кампании общественного мнения буржуазных СМИ. Но, хотят они этого или нет, выдвинуть этот лозунг на первое место – значит расположиться в кильватере этой мобилизационной проимпериалистической кампании и ослабить оппозицию бомбардировкам, лишая его всякого антикапиталистического содержания.

Чтобы объяснить, какова позиция марксистов по отношению к этому требованию, хорошо бы процитировать письмо Энгельса конца прошлого века в ответ адресату, который считал, что социалисты должны высказаться за независимость балканских народов. В ту эпоху, когда сербы, босняки, хорваты и т.д. находились в зависимости либо от Австрийской империи, либо империи Турецкой, движение в пользу права на самоопределение этих народов только что появилось на свет. Энгельс ответил следующим образом:

Мы должны сообща бороться за освобождение западноевропейского пролетариата и этой цели подчинить все остальное. И какой бы интерес ни возбуждали балканские славяне и т.п., но если их освободительные стремления вступают в коллизию с интересами пролетариата, то мне до них совершенно нет дела. Эльзасцы тоже угнетены, и я буду рад, когда мы снова сбудем их с рук. Но если накануне явно надвигающейся революции они захотели бы спровоцировать войну между Францией и Германией, снова натравить друг на друга эти два народа и таким образом оттянуть революцию, то я сказал бы: Остановитесь! Вы можете терпеть столько же, сколько и европейский пролетариат. Когда он освободится, и вы, само собой, станете свободными, а до тех пор мы не позволим вам становиться поперек дороги борющемуся пролетариату. То же и со славянами. Победа пролетариата с необходимостью принесет им действительное освобождение, а не мнимое и временное, какое может дать им царь. Поэтому славяне, которые до сих пор не только ничего не сделали для Европы и ее развития, а являются для него тормозом, должны обладать хотя бы таким же терпением, как наши пролетарии. Из-за нескольких герцеговинцев зажечь мировую войну, которая унесет в тысячу раз больше людей, чем все население Герцеговины, – не такой должна быть, по-моему, политика пролетариата” [1].

Требование самоопределения народов, требование общее для нескольких классов, следовательно, согласно марксизму, имеющее буржуазную политическую природу, подчинено интересам пролетариата.

В тот момент, когда Энгельс писал эти строки, Балканы уже стали пороховым погребом, который угрожал вспышкой мировой войны, потому что там, через местные национальные притязания и соперничество, столкнулись интересы великих держав. Право на самоопределение народа Сербии или Герцеговины, которое используется в этом столкновении интересов, входит в противоречие с интересами международного пролетариата: именно поэтому оно не должно быть поддержано социалистами.

Несколькими десятилетиями позже, когда мировая война действительно разразилась вследствие действий группы, борющейся за национальные чаяния сербов (убийство наследника австрийского императора в Сараево), Ленин с прямолинейной ясностью возвращается к этому вопросу. Он также отвергает пропаганду за самоопределение, за права малых наций и т.д., когда она используется буржуазией и социал-шовинистами для оправдания империалистической войны; например, царистская пропаганда взялась говорить об освобождении и независимости Польши начиная с того момента, когда она, находившаяся прежде под господством России, была оккупирована Германией.

Ленин пишет: Быть за войну общеевропейскую ради одного только восстановления Польши – это значит быть националистом худшей марки… Ставить лозунг независимости Польши теперь, в обстановке данного соотношения сил империалистских соседних держав, значит действительно гоняться за утопией, впадать в узкий национализм, забывать предпосылку общеевропейской или, по крайней мере, русской и немецкой революции… Все это (факт, что польское государство…, которое было бы тогда создано, было бы лишь территорией эксплуатации для иностранного капитала и полем битвы для будущих войн – прим. ред.) очень верно против лозунга независимости Польши теперь, ибо даже революция в одной Польше ничего бы тут не изменила, а внимание польских масс отвлечено было бы от главного: от связи их борьбы с борьбой русского и немецкого пролетариата. Это не парадокс, а факт, что польский пролетариат, как таковой, может помочь теперь делу социализма и свободы, в том числе и польской, лишь борьбой совместно с пролетариями соседних стран, против узкопольских националистов” [2].

Но в то же время Ленин боролся с социалистами, которые грешили безразличием не по отношению к национальным особенностям, но по отношению к национальному угнетению. Настаивая на ключевом значении революционного пораженчества, он показывает, что усилия для объединения пролетариата через границы невозможны, если оставаться безразличным к национальному угнетению, которое является очень мощным разделяющим фактором. Это влечет за собой особую позицию для пролетариата угнетающей нации и нации угнетенной:

Пролетариат угнетающих наций не может ограничиться общими, шаблонными, повторяемыми любым пацифистским буржуа, фразами против аннексий и за равноправие наций вообще… Пролетариат не может не бороться против насильственного удержания угнетенных наций в границах данного государства, а это и значит бороться за право самоопределения. Пролетариат должен требовать свободы политического отделения колоний и наций, угнетаемых его нацией. В противном случае интернационализм пролетариата останется пустым и словесным; ни доверие, ни классовая солидарность между рабочими угнетенной и угнетающей нации невозможны…

С другой стороны, социалисты угнетенных наций должны в особенности отстаивать и проводить в жизнь полное и безусловное, в том числе организационное, единство рабочих угнетенной нации с рабочими угнетающей нации. Без этого невозможно отстоять самостоятельную политику пролетариата и его классовую солидарность с пролетариатом других стран при всех и всяческих проделках, изменах и мошенничествах буржуазии” [3].

Требование самоопределения имеет, прежде всего, негативную ценность: уничтожить национальные антагонизмы, основанные на угнетении, демонстрируя пролетариям угнетенных стран, что пролетариат угнетающей страны не является неотъемлемой частью их угнетения, что он полностью отмежевывается от него, что он сражается с ним открыто и без всяких колебаний (а также, говорит Ленин, осуществлять интернациональное воспитание пролетариата угнетающей страны, поднимаясь против шовинизма и национального единства) [4]. Это единственное средство для того, чтобы пролетарии угнетенной страны могли бы питать доверие к интернационалистским заявлениям пролетариев угнетающей страны, чтобы они могли констатировать, что существует другая перспектива, чем союз со своей буржуазией: общая борьба пролетариев двух стран против угнетения, а также против всякой буржуазии и капитализма в целом. Целью коммунистов является не освобождение наций и создание национальных государств, а свержение всех буржуазных государств, Всемирная Республика Советов, которая откроет дорогу слиянию наций и объединению всего рода человеческого.

На этой основе, какой должна быть пролетарская позиция в ходе войны в Югославии? Сначала, конечно, пролетарии стран НАТО должны противопоставить себя настоящей войне, отвергнуть ее оправдания как империалистическую пропаганду, не продолжать тематику этой идеологической мобилизации (свобода, независимость, самоопределение и т.д. для Косова), но показывать ее воинствующую функцию. Затем, пролетарии угнетающей Сербии обязаны без колебаний требовать права на самоопределение жителей Косово; и не только требовать его на словах, но и претворять это в конкретные дела: требуя немедленного вывода войск, проводя по мере возможности антивоенные акции и т.д. Наконец, пролетарии Косово обязаны противопоставить себя косовскому национализму и его требованию независимости, противодействовать антисербскому альянсу с западным империализмом и искать союз с сербскими пролетариями.

Это единственный способ для пролетариев по обе стороны фронта вести себя в соответствии с классовыми интернационалистическими принципами, единственный способ для того, чтобы война привела к усилению классовой боеспособности пролетариата и чтобы вопреки всем разрушениям и жестокостям, она ускорила созревание условий для социалистической революции.

[1]. Письмо Энгельса Эдуарду Бернштейну 22, 25 февраля 1882 г. ПСС, т.35, стр.230.

[2]. В.И. Ленин: “Итоги дискуссии о самоопределении”, ПСС, т.30, стр.49.

[3]. В.И. Ленин: “Социалистическая революция и право наций на самоопределение”, ПСС, т.27, стр.257.

[4]. “Центр тяжести интернационалистического восстания рабочих в угнетающих странах неминуемо должен состоять в проповеди и отстаивании ими свободы отделения угнетенных стран. Без этого нет интернационализма. Мы вправе и обязаны третировать всякого социал-демократа угнетающей нации, который не ведет такой пропаганды, как империалиста и как негодяя” (В.И. Ленин: “Итоги дискуссии о самоопределении”, ПСС, т.30, стр.44).

Госкап-сайт